МСПИ и МОО «Малая Родина»: забота о молодежи через призму мировоззрения завтрашнего дня
17 февраля 2017 года в стенах Московского социально-педагогического института при поддержке факультета педагогики и психологии прошла Межрегиональная межвузовская научно-практическая конференция «Новое мировоззрение молодежи будущего».
Мероприятие был организованно за счет средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта Межрегиональной общественной организации «Малая Родина» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Российским Союзом Молодежи.
Сегодня партнерские отношения между МСПИ и МОО «Малая Родина» очерчены не только формальными рамками соглашения о сотрудничестве, но и общими взглядами и профессиональными суждениями педагогического сообщества института и общественных структур. Общие точки зрения на данную проблематику и, вместе с тем, оживленная дискуссия по вопросам формирования нового мировоззрения нашей молодежи – будущего поколения, предопределили формат совместной конференции.
Целью конференции явилось предоставление дискуссионной площадки МСПИ для мнений широкого круга лиц профессионального сообщества по теме – какое оно, новое мировоззрение молодежи.
Выступления велись в различных дискуссионных плоскостях: от политики государства и развития систем образования в контексте социальной работы с молодежью, до развития здоровьесберегающих технологий с целью поддержания здорового образа жизни в молодежной среде.
В работе конференции приняли участие более 150 участников как очного, так и заочно характера. Среди них на конференции присутствовали иностранные гости: д-р философ. наук, доцент, общественный эксперт при ООН Кинфу Зенебе Тафессе; а также российские ученые, видные специалисты, общественные деятели: д-р мед. наук, лауреат Международной премии Мира Гузи, академик РАЕН Астафьев Борис Александрович; д-р экон. наук, лауреат Международной премии Мира Гузи в области экономики и научных инноваций Медиков Виктор Яковлевич; д-р психол. наук, академик РАЕН Куликова Наталья Геннадьевна; д-р пед. наук, д-р психол. наук, профессор, профессор кафедры психологии и социальной работы БФУ им. И. Канта Серых Анна Борисовна; канд. мед. наук, генеральный директор Центра ноосферного здоровья Захаров Александр Владимирович; канд. психол. наук Клименкова Татьяна Михайловна; д-р пед. наук, профессор МПГУ, заведующая кафедрой педагогики и психологии МСПИ Пушкарева Татьяна Владимировна; д-р пед. наук, профессор МПГУ, научный консультант факультета педагогики и психологии МСПИ Леванова Елена Александровна; директор муниципального спортивно-досугового центра Гладиатор ЮЗАО г. Москвы Федюкин Сергей Александрович; аспирант МПГУ, ассистент кафедры начального образования МГОУ Кузьминова Анна Николаевна; заведующий учебно-производственной лабораторией факультета юридической психологии, доцент кафедры юридической психологии МГППУ Чернушевич Владимир Анатольевич; д-р пед. наук, профессор кафедры психологии и социальной работы БФУ им. И. Канта Лифинцев Дмитрий Валентинович; канд. психол. наук, доцент кафедры психологии и социальной работы БФУ им. И. Канта Лифинцева Алла Александровна, а также студенты, магистры, аспиранты, слушатели МСПИ, МГППУ, МПГУ.
С приветственным словом к участникам конференции обратился Вадим Викторович Седых, проректор по научной работе МСПИ, канд. пед. наук, член-корреспондент МАНПО. В своем выступлении он сделал акцент на особенную роль молодежи в современной науке, где есть достойное место талантливым молодым ученым, выпускникам высшей школы. Отметил сопричастность молодого поколения к активному продвижению достижений индустрии 4.0 (четвертой промышленной революции) и, в целом, обратил внимание присутствующих на широко известные временные процессы трансформации и реформирования системы образования, которые всегда влияли на мировоззрение как молодежи, так и общества в целом.
От факультета педагогики и психологии МСПИ выступила д-р пед. наук, профессор Галина Петровна Скамницкая. В своем докладе «Место и роль системы образования в реализации молодежной политики» особо отметила роль образования, перед которым Правительство и Президент России ставят большие задачи.
Доклад д-р пед. наук, профессора МСПИ Светланы Юргеновны Сенатор «Вовлечение молодежи в социальную практику в процессе патриотического и гражданского воспитания в вузе» указал на факты большой негативной информации в зарубежных и прозападных СМИ в адрес России и определил задачи более серьезного подхода к проблеме патриотического воспитания и формирования гражданских позиций у российских студентов, как наиболее сознательной части современной молодежи.
В продолжение ранее прозвучавших выступлений, декан факультета педагогики и психологии МСПИ, канд. психол. наук, доцент Николай Николаевич Кузьминов, продолжил идею привлечения потенциала студентов к активной деятельности. Он верболизовал мысль о приобщении студентов к волонтерской деятельности, отметив, что волонтерство важнейшее средство реализации активной жизненной позиции молодых людей. Далее канд. пед. наук, доцент МСПИ Тамара Семеновна Белякова в своем выступлении «Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство России как средство приобщения студентов в дополнительном образовании к духовно-нравственной культуре» отметила роль национальной культуры, которая через систему дополнительного образования приобщает к духовно-нравственному воспитанию и развитию общечеловеческих ценностей.
Начальник отдела дополнительного образования, старший преподаватель Светлана Алексеевна Оборотова, в работе посвященной многофакторному развитию дополнительного образования, подчеркнула важность самореализации и саморазвития личности обучающегося.
Студентка факультета педагогики и психологии Александра Фадина на своем личном примере, без лишних слов, продемонстрировала современные увлечения молодежи и рассказала об особенностях реконструкции исторических событий, промыслах этнокультуры, художественной ковки из метала, шитья из натуральной кожи, восстановления бытовой утвари различных эпох цивилизации, тем самым пробудила живой интерес присутствующих к истории и природосообразности мировоззрения.
Во второй части работы конференции были организованы мастер-классы педагога-психолога в работе с трудными подростками; творчески развитых и талантливых студентов МСПИ по восстановлению и реконструкции народных игр и предметов народного декоративно-прикладного искусства. Участники конференции подключались к решению кейс-стади, ролевых игр, заданий и педагогических упражнений.
На протяжении всего дня работы межвузовской научно-практической конференции ее участники были активно вовлечены в обсуждение важнейших социальных и образовательных вопросов, которые прозвучали в тот день с ее кафедр и аудиторий. Работа на конференции предоставила возможность всем неравнодушным обратиться к проблемам будущего нашей страны через механизмы позитивного формирования мировоззрения молодежи будущего, осмысления необходимости передать в надежные руки молодых людей педагогически правильные идеи и творческие созидательные мысли учителей, педагогов, ученых и наставников.
Слова благодарности и положительные отзывы участников стали знаком признания организаторов конференции, тем, кто проводил мастер-классы. Неподдельный интерес, дискуссионный характер выступлений докладчиков, отзывы говорят о важности и значимости поднятых вопросов в работе конференции. Расставались участники конференции с положительными эмоциями и с пожеланием и далее проводить подобные междисциплинарные, межведомственные научно-практические мероприятия и дискуссионные площадки в стенах МСПИ, факультета педагогики и психологии.