Научные школы МСПИ

Александр Сергеевич Баранников
(11.11.1954 – 03.06.2018) – известный специалист в области экзистенциальной психологии и психотерапии, теории и практики индивидуальной и групповой психотерапии, управленческой психологии. Доктор медицинских наук, врач психиатр-психотерапевт высшей категории, тренер GLE-international, Master of science австрийского университетского центра; член совета директоров Российско-Австрийского института экзистенциально-аналитической психологии, психотерапии и логотерапии; действительный член профессиональной психотерапевтической лиги; председатель координационного совета Ассоциации экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов; консультант Центрального банка России по работе с персоналом; опубликовал более 80 печатных работ. Являлся профессором кафедры педагогики и психологии МСПИ.

Валерий Иванович Жог
(09.04.1947 – 08.07.2015 гг.) – известный учёный в области философских проблем физики и математики, теории познания, доктор философских наук, профессор. Много лет В.И. Жог являлся заместителем председателя учебно-методического объединения вузов по педагогическому образованию. Воспитал целую плеяду учеников, кандидатов наук и докторов наук, опубликовал более 150 научных трудов.
Со дня основания факультета педагогики и психологии нашего Института В.И. Жог был ведущим профессором кафедры педагогики и психологии.

Виктор Леонидович Матросов
(07.10.1950 – 19.01.2015 гг.) – крупный российский учёный в области математической кибернетики, теории алгоритмов, математической логики, информатики и их применения в психолого-педагогических исследованиях. В.Л. Матросов – Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доктор физико-математических наук, профессор, действительный член Российской академии наук, действительный член Российской академии образования, лауреат премий Правительства Российской Федерации в области образования, науки и техники, автор более 260 научных трудов, ряда учебников и учебных пособий, в том числе 5 монографий. Им подготовлено около 50 кандидатов и докторов наук.

Анатолий Викторович Мудрик
Специалист в сфере социальной педагогики, теории и методики воспитания, основоположник научной школы «Социальное воспитание в контексте социализации», член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, автор 39 книг и учебных пособий и более 500 научных публикаций. Лауреат премии Правительства РФ в области образования. Почётный профессор МСПИ.

Владимир Николаевич Никитин
Доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии искусства и художественного образования Национальной академии художеств Болгарии (г. София); член-корреспондент Международной педагогической академии (г. Москва), председатель Восточно-европейской ассоциации арт-терапии (г. София), автор структурно-антропологического подхода и онтосинергетического метода в теории арт-терапии, автор 11 научных монографий и учебных пособий по пластикодраме, телесно-ориентированной, трансперсональной и арт-терапии, более 100 научных публикаций по современным направлениям психотерапии и психологии здоровья.
На основе многолетнего международного опыта аналитического и эмпирического исследования воздействия искусства драматического и пластического театра, аутентичного пения и трансперсональных техник на психофизическое состояние человека разработал теорию и методы пластикодрамы и трансперсональной голосовой терапии, маскотерапии и полимодального движения.
За время своей профессиональной деятельности В.Н. Никитин осуществил многочисленные научные, образовательные, терапевтические и театральные проекты в России, Белоруссии, Германии, Польше, Латвии, Нидерландах, Словакии, Венгрии, Болгарии, Казахстане.
На основе практики работы в качестве актёра, режиссера и психолога в профессиональных драматических театрах России и Германии В.Н. Никитин разработал теорию и методологию драматерапии, в 2000 г. создал психологический театр «Постдвижение» в Москве, который выступал на психологических и драматических площадках России и стран Европы. Репертуар театра представлен постановками произведений И. Бунина, В. Маяковского, С. Есенина, Данте Алигьери С. Беккета, О. Уальда, Х. Андерсена.

Ольга Святославна Орлова
Доктор педагогических наук, профессор. Занимается разработкой вопросов реабилитации детей и взрослых с различными нарушениями голоса; ведущий специалист России в области логопедии, в частности, фонопедагогики, автор более 180 научных работ, 50 учебно-методических пособий, методических рекомендаций. О.С. Орловой разработана дифференцированная система коррекции и предупреждения нарушений голоса различной этиологии у детей и взрослых, её научные разработки широко внедрены в медицинские, школьные и дошкольные учреждения России. Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», Почётными грамотами Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, профсоюза медицинских работников РФ, значком «Отличник здравоохранения», Почётной грамотой ФМБА России, а также орденом «Профессионал России» Российской геральдической палаты.

Владимир Ильич Селиверстов
(30.03.1933 – 19.10.2015 гг.) – учёный в области логопедии и специального образования, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, кандидат педагогических наук, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, автор более 200 публикаций по логопедии, включая учебник «Логопедия», учебно-методические пособия «Игры в логопедической работе с детьми» и «Заикание у детей», «Практикум по дошкольной логопедии».
В.И. Селиверстов награжден рядом почётных государственных знаков и отличий, многочисленными грамотами и дипломами.
С 1997 по 2003 года В.И. Селиверстов руководил созданным им в МСПИ факультетом коррекционной педагогики и специальной психологии, в стенах которого под его руководством были подготовлены свыше 1000 логопедов и дефектологов.
В течение многих лет В.И. Селиверстов был заместителем председателя ученой комиссии по дефектологии Министерства просвещения РСФСР и членом президиума Научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации, руководителем комиссии по дошкольной дефектологии Учебно-методического объединения по педагогическому образованию Министерства образования Российской Федерации, членом редколлегии научно-методического журнала Российской академии образования «Дефектология».

Виталий Александрович Сластенин
(05.09.1930 – 13.06.2010 гг.) – выдающийся российский учёный в области педагогики, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, автор более 300 научных трудов, около 20 учебников и учебных пособий по педагогике.
Влияние научной школы В.А. Сластенина на систему российского педагогического образования во многом определяющее. Координация усилий почти 50 вузов России в рамках исследовательской программы «Учитель», в 1981 – 1989 гг. выполняемой по заказу Государственного комитета СССР по народному образованию и решению президиума Академии педагогических наук СССР, позволила возглавляемому им коллективу разработать концепцию педагогического образования, которая после утверждения была направлена во все педагогические учебные заведения СССР и успешно реализовывалась под руководством академика В.А. Сластенина.
В.А. Сластенин долгое время работал профессором, заместителем декана факультета педагогики и психологии нашего Института.
В.А. Сластенин воспитал блестящую плеяду учеников. Под его руководством подготовлено и защищено 125 кандидатских диссертаций, 38 его учеников стали докторами наук. В целом научная школа В.А. Сластенина объединяет свыше 170 кандидатов наук и 60 докторов наук, работающих в более чем 50 учреждениях высшего и среднего профессионального образования страны. В числе его учеников ректоры и проректоры вузов, директора научно-исследовательских институтов и центров, деканы факультетов и заведующие кафедрами.

Элла Ивановна Сокольникова
Один из ведущих российских учёных в области педагогики профессионального образования и воспитания школьников, доктор педагогических наук, профессор, академик Академии педагогических и социальных наук, координатор отделения методологии и теории воспитательных систем и пространств, автор более 200 публикаций по педагогике, профессор кафедры педагогики и психологии МСПИ. Основоположник научной школы «Общечеловеческое и национально-особенное в воспитательно-образовательных системах современного общества». Имеет государственные и отраслевые награды: нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования», медаль К.Д. Ушинского, грамоту Министерства просвещения РФ, грамоту МГК профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений.

Любовь Прокофьевна Хохлова
Кандидат психологических наук, доцент, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ), психотерапевт, внесённый в единый реестр профессиональных психотерапевтов Европы (ЕАП), награждена почётным Европейским сертификатом по консультированию европейской организацией консультирования (ЕАК); Президент Национальной общественной организации «Трансмодальная субъектная психотерапия и холодинамическое консультирование», член РПО, член РФО РАН; учёный секретарь Постнеклассического отделения РФО РАН, председатель секции постнеклассической психологии и психотерапии РФО РАН. Автор около 100 научных публикаций. Под руководством Л.П.Хохловой защищены 2 кандидатские и 4 магистерские диссертации, около 100 дипломных работ психологов. Л.П.Хохлова является автором и преподавателем инновационного направления психологического консультирования «Трансмодальное субъектное консультирование», которое развивается более 30 лет и не имеет аналогов в мире. В рамках учебного плана содержатся уникальные предметы и психологические тренинги, которые неизменно вызывают большой интерес у студентов и слушателей курсов дополнительного профессионального образования.

Евгений Васильевич Шорохов
(09.05.1935 – 18.07.2010 гг.) – известный российский учёный в области художественной педагогики, художник-педагог, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, член профессионально-творческого Союза Российской Федерации, член Союза художников, действительный член Международной академии наук педагогического образования, член Академии гуманитарных наук, автор более 100 научно-методических статей, учебника «Композиция», одноимённого учебного пособия, ряда методических пособий «Тематическое рисование в школе», «Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе» и других.
В 1996 году Е.В. Шорохов основал художественно-графический факультет в стенах МСПИ, заочное отделение которого подготовило свыше 1000 художников-педагогов. На факультете Е.В. Шорохов продолжительное время работал заместителем декана. За время своей научной и педагогической деятельности под его руководством подготовлено более 30 кандидатов наук и 10 докторов наук.