По вопросам поступления обращаться в приемные комиссии факультетов:

Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии

+7 (499) 963-80-74

kpsp@mspi.edu.ru

Факультет педагогики и психологии

+7 (499) 963-80-68

pp@mspi.edu.ru

Факультет практической психологии

+7 (499) 963-82-76

prp@mspi.edu.ru

Факультет социологии, экономики и управления

+7 (499) 963-80-69

seu@mspi.edu.ru

Центральная приемная комиссия

+7 (499) 963-80-71

priem@mspi.edu.ru

Венгрия встречает волонтеров русского языка

В декабре 2018 года, накануне длительных рождественских праздников, волонтеры проекта Московского социально-педагогического института «Организация волонтерского движения по популяризации русского языка за рубежом как эффективного средства формирования позитивного образа Российской Федерации» посетили с официальным визитом Венгрию, город Сегед.

Представительная делегация МСПИ – института, являющегося победителем конкурса на предоставление гранта в форме субсидии Министерства просвещения Российской Федерации в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога («Русский язык»)» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в 2018 году (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 ноября 2018 года №240), состояла из 15 человек, среди которых: преподаватели русского языка и литературы, ученые и педагоги, профессионально занятые изучением вопросов сохранения и продвижения русского языка в мире как культурно-исторического феномена и важнейшей основы цивилизационной идентичности России. Особо следует отметить необходимость участия в экспедиции главных лиц проекта МСПИ – студентов-волонтеров, которые должны были пройти строгий экспертный отбор и комплексную подготовку с целью популяризации русского языка, продвижения российской культуры и истории российского государства среди иностранных обучающихся образовательных организаций города Сегед.

 

Таким образом, 10 студентов, тщательно отобранных экспертной комиссией проекта из пяти различных образовательных организаций города Москвы и Московской области, составили основу зарубежной экспедиции, приняв в качестве волонтеров самое активное участие в реализации целого комплекса образовательно-просветительских мероприятий, направленных на популяризацию русского языка, образования на русском языке, истории и культуры России среди иностранных обучающихся за рубежом.

 

Необходимо подчеркнуть, что экспедиция в Венгрию в рамках данного проекта стала возможна благодаря крепким партнерским отношениям между МСПИ и одним из старейших университетов Восточной Европы – Сегедским университетом, много лет успешно развивающимися на основании двухстороннего договора в области научно-творческого сотрудничества. Кстати, наличие действующего договора с зарубежными образовательными организациями являлось также одним из условий конкурса Министерства просвещения Российской Федерации.    

 

Согласно содержанию проекта МСПИ, зарубежная экспедиция волонтеров проходила в течение семи дней, за этот, казалось бы, не продолжительный период времени, студентами, преподавателями и педагогами, в общей сложности, было проведено 12 выступлений по исследуемой теме! Все образовательно-просветительские мероприятия волонтеров проекта с большим интересом были восприняты ее зарубежными участниками, нашли яркий и эмоциональный отклик в лице многочисленных зрителей – студентов и учащихся различных образовательных организаций и вызвали по-настоящему живое и широкое обсуждение актуальных вопросов продвижения русского языка, популяризации обучения русскому языку среди иностранных слушателей разного возраста. Об успешности прошедших научно-образовательных и просветительских выступлений волонтеров проекта МСПИ также справедливо свидетельствуют многочисленные положительные отзывы, позже оставленные в профильных социальных группах иностранных обучающихся за рубежом и русских студентов в Интернете, новостные и обзорные статьи, размещенные на площадках образовательных организаций города Сегед, а именно сайтах образовательных гимназий, ведущих факультетов Сегедского университета.    

Авторы программы комплекса образовательно-просветительских мероприятий в рамках экспедиции волонтеров с целью популяризации русского языка, образования на русском языке, истории и культуры России среди иностранных обучающихся за рубежом являются ученые, преподаватели, педагоги и методисты, много лет занимающиеся не только вопросами продвижения русского языка, истории и культуры России за рубежом, но и трансляцией и передачей уникального педагогического опыта и авторских методик иностранным коллегам по исследуемой теме. Программа включала ряд театрализованных постановок интерактивного действия по одноименным произведениям великого русского писателя И.А. Бунина «Полуночная зарница», поэтов В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», С.А. Есенина «Исповедь хулигана», а также перформанс «Там русский дух… там Русью пахнет» (крылатая метафора из произведения «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина) по художественным картинам известных отечественных художников и произведениям выдающихся композиторов России XIX-XX веков. В нее также были включены мастер-класс по знанию истории Российского государства и культуры среди обучающихся за рубежом; открытые лекции по семантике современного русского языка в глобальном образовательном пространстве Европы.

 

Все выступления, вошедшие в программу комплекса образовательно-просветительских мероприятий волонтеров зарубежной экспедиции, были направлены на создание и раскрытие психологического портрета русской культуры, особенностей русского языка, его тембрального и стилистического колорита, передачу характерных черт личностей русского человека, усиления понимания русского языка, а также его большой и бесспорной значимости в мировом образовательном пространстве.

Наша декабрьская экспедиция проходила в образовательных организациях города Сегеда, представляющих практически все существующие в Евразийском образовательном пространстве уровни образования, начиная с юношеских гимназий для средних классов и заканчивая классическим университетским образованием высшей школы. Волонтерами и участниками проекта МСПИ с официальными визитами были посещены пять образовательных организаций, в числе которых особо стоит отметить экспериментальную школу-гимназию для старших классов, носящую имя Миклоша Радноти, одного из крупнейших лириков XX века и известного венгерского поэта (Miklos Radnoti Experimental High School), а также Педагогический факультет имени Дьюла Юхаса (Juh?sz Gyula Faculty of Education) и Филологический факультет (Faculty of Humanities and Social Sciences) Сегедского университета.

   

Стоит сказать несколько слов о том, как именно проходили мероприятия проекта. Первое выступление волонтеров проекта МСПИ состоялось в экспериментальной школе-гимназии для старших классов имени Миклоша Радноти.

В просторной аудитории собрались венгерские студенты, изучающие в гимназии русский язык – кто-то приступил к изучению только в начале этого учебного года, а кто-то успешно осваивает его уже второй и третий год. Творческое выступление волонтеров проекта нашло живой отклик, и эмоциональная составляющая представленной нашими студентами театрализованной постановки интерактивного действия по одноименному произведению русского писателя И.А. Бунина «Полуночная зарница» передалась залу и всем присутствующим. Иногда некоторые иностранные зрители, в силу сложности для них восприятия текста, не могли до конца понять смысл слов, но верно переданная волонтерами гамма чувств – от горьких переживаний и грусти до любви и нежности, дополнили восприятие и понимание смысла произведения русского писателя Ивана Бунина. Позже, собравшись в круг, присутствующие эмоционально обсуждали представленное произведение, русских классиков, природу, духовность и веру, пели венгерские и русские песни. В завершении, разделившись на три группы, в которых оказались российские волонтеры и венгерские студенты, ребята вместе разучили русские песни и стихи, представив импровизированное выступление руководству гимназии и педагогам.

Также необходимо кратко коснуться выступления волонтеров проекта МСПИ на Педагогическом факультете имени Дьюла Юхаса Сегедского университета, которое успешно прошло не только в присутствии иностранных обучающихся, студентов отделения русского языка, педагогов и руководства факультета университета, но и представителей Посольства Российской Федерации в Венгрии. Участники проекта, студенты-волонтеры, представили присутствующим основную программу, продемонстрировав театрализованную постановку по произведению великого русского поэта В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», яркое прочтение стихотворения С.А. Есенина «Исповедь хулигана».

Во время лекции зарубежного профессора Э. Балог на тему по популяризации русского языка, образования на русском языке в Сегедском университете, наши студенты по просьбе зарубежного профессора прочли стихотворение А.С. Пушкина на русском языке, а профессор прочла свой перевод этого стихотворения на венгерский язык. В результате, в теплой, дружеской атмосфере на одном из ведущих факультетов Сегедского университета состоялся обмен впечатлениями и профессиональными мнениями, высказывались предложения по дальнейшему расширению сфер взаимовыгодного сотрудничества между МСПИ и Сегедским университетом в области образования на русском языке, дальнейшему изучению истории и культуры России среди иностранных обучающихся. Со стороны зарубежных коллег, в лице руководства факультета, поступило предложение об организации летней культурно-образовательной экспедиции членов команды проекта МСПИ с целью дальнейшего практико-ориентированного изучения иностранными студентами русского языка, знаний об истории и культуре России в образовательном процессе.

 

Образовательно-просветительские мероприятия студентов-волонтеров и членов зарубежной экспедиции в рамках выполняемого проекта МСПИ прошли не менее заинтересовано и на Филологическом факультете Сегедского университета.

Вниманию иностранных студентов, педагогов и коллег были представлены мастер-класс на тему: «Обретение Россией своего исторического и культурного пространства» доктора исторических наук, профессора И.В. Белоусова и открытая лекция по семантике современного русского языка в глобальном образовательном пространстве Европы доктора педагогических наук, профессора Л.С. Сильченковой.

 

Каждое образовательное мероприятие завершалось обсуждением – многочисленными вопросами в адрес лекторов со стороны венгерских обучающихся, продолжительной дискуссией с иностранными коллегами и педагогами, профессионально изучающими русский язык, образование на русском языке, историю и культуру России.

Подводя промежуточные итоги и тезисно изложив содержание комплекса образовательно-просветительских мероприятий волонтеров зарубежной экспедиции в Венгрии, успешно проведенной в рамках реализации проекта МСПИ, можно с уверенностью заключить, что деятельность, направленная на поддержку и продвижение русского языка, а также обучения на русском языке иностранных граждан, включая популяризацию отечественной истории и национальной культуры за рубежом, является важной составной частью внешней государственной политики Российской Федерации, механизмы которой способны передать истинные гуманистические ценности российской культуры, достижений отечественной науки и образования.

Более того, отмечая достигнутые высокие и положительные результаты экспедиции за рубежом, проведенной волонтерами и членами команды проекта МСПИ в декабре уходящего 2018 года, а также полученную позитивную обратную связь среди иностранных обучающихся по вопросам популяризации русского языка, истории и культуры России, можно уверенно говорить о необходимости дальнейшего совершенствования, формирования и поддержки добровольческого (волонтерского) движения по продвижению русского языка и образования на русском языке в мировом образовательном пространстве.   

В настоящий момент проект Московского социально-педагогического института «Организация волонтерского движения по популяризации русского языка за рубежом как эффективного средства формирования позитивного образа Российской Федерации» подходит к своему заключительному этапу реализации, на котором отрабатывается содержание методических рекомендаций, формируется база аналитических материалов для дальнейшего использования всех участников процесса по продвижению русского языка, образования на русском языке за рубежом.

Совместное фото Российской делегации и венгерских участников

Сведения о МСПИ Абитуриентам Студентам Факультеты Наука МСПИ за рубежом Доп. образование Контакты