По вопросам поступления обращаться в приемные комиссии факультетов:

Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии

+7 (499) 963-80-74

kpsp@mspi.edu.ru

Факультет педагогики и психологии

+7 (499) 963-80-68

pp@mspi.edu.ru

Факультет практической психологии

+7 (499) 963-82-76

prp@mspi.edu.ru

Факультет социологии, экономики и управления

+7 (499) 963-80-69

seu@mspi.edu.ru

Центральная приемная комиссия

+7 (499) 963-80-71

priem@mspi.edu.ru

25 лет Закону РФ «Об образовании»

12 октября 2017 года в МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция «Российская образовательная политика: вопросы законодательства», приуроченная к 25-летию Закона РФ «Об образовании» – первому нормативно-правовому акту в России, призванного выполнять функции по структурному обобщению и системной регуляции процессов российского образования в комплексе и на федеральном уровне.

За 25 лет существования данного документа права в российском образовании, как в государственном, так и частном ее секторах, произошли ряд существенных реформ. В большинстве своем, они касались периода становления и внедрения самого Закона №3266-1, первых шагов к преобразованиям и системным изменениям.

Принципиально, и это стоит особо отметить, что само понятие «негосударственное образование» в современной России появилось именно после того, как в 1992 году был принят данный нормативно-правовой акт. Тем самым было положено начало деятельности негосударственных образовательных учреждений. Сделано это было осознанно и по ряду объективных причин. Во-первых, 1992 год еще не выявил всей глубины кризиса позднего советского и раннего российского образования. Поэтому создание частных образовательных учреждений, в частности вузов, отвечало двум тенденциям того времени: 1) наличию негосударственного образования за рубежами России и необходимостью следовать такому внешнему курсу; 2) росту внутреннего общественного запроса на специалистов совершенно новых и прежде практически неизвестных специальностей, происходящего из-за кардинальных рыночных изменений во всех сферах социально-экономической жизни.

Рассматривая в историческом контексте объективные социально-экономические предпосылки развития негосударственных вузов в соответствии с регулирующей деятельностью первого закона об образовании 1992 года, можно выделить ряд обстоятельств, которые в особом порядке и определили стремительные темпы их:

  • негибкость государственной системы образования в условиях быстро менявшейся социально-экономической ситуации;
  • необходимость удовлетворения общественного спроса в сфере образовательных услуг, слабо обеспеченных государственным сектором высшей школы (экономика рыночного типа, финансы, менеджмент, коммерция, право, социальная работа, юриспруденция и т.д.);
  • появление категории обучающихся, нуждавшихся в иных формах обучения: очно-заочной или дистанционной.

Все вышеназванные аспекты и многие другие вопросы, касающиеся регулирования деятельности высших учебных заведений, в большей степени – частных вузов, на законодательном уровне, обсуждались в формате пресс-конференции.

В мероприятии приняли участие первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке О.Н. Смолин, ректор Российского нового университета (РосНОУ), председатель совета АНВУЗ России В.А. Зернов, председатель экспертного совета по информационным технологиям в сфере образования и науки при комитете Государственной Думы РФ по образованию и науке, президент консорциума «Электронный университет» В.П. Тихомиров. В числе присутствующих – заместитель председателя Экспертного совета по негосударственному образованию в Государственной Думе РФ, ректор Московского социально-педагогического института (МСПИ) Д.А. Мельников, ректоры российских вузов.

Участники подвели итоги глобальной образовательной реформы, привели краткий анализ правовой базы для негосударственных вузов, а также обсудили меры, необходимые для дальнейшего совершенствования российского законодательства в этой сфере.

Так к примеру, Депутат Государственной думы РФ О.Н. Смолин рассказал о необходимости дебюрократизации действующего законодательства в области образования, упрощения процедур государственного контроля и одновременного усиления процессов модернизации фондов образовательных учреждений, в том числе возможности частных вузов на получение профильных субсидий с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг.  

В своем выступлении ректор РосНОУ В.А. Зернов обратился к вопросам развития форм государственно-частного партнерства как катализирующей силе прекрасно применимой в процессе подготовки высококлассных специалистов, что является главной задачей вузов всех форм учредительства (государственной или частной), конкурентной среде в высшей школе.

Председатель экспертного совета В.П. Тихомиров отметил важность формирования национальной системы цифрового образования, в частности индустрии электронного обучения, которое становится новой отраслью народного хозяйства. Призвал более внимательно отнестись к возможности внедрения и развития передовых электронных форм обучения, в том числе и на дистанционной основе. Все это, по мнению В.П. Тихомирова, повысит конкурентоспособность высшей школы.

Также все участники пресс-конференции сошлись и на том, что еще одна важная проблема сферы образования – кадровый голод, который прямо связан с недостаточным финансированием. По словам О.Н. Смолина, приведшего данные Всемирного банка, ни одна страна не производила успешную модернизацию экономики при затратах на образование меньших, чем 7% от ВВП, Россия же тратит 3,6% от ВВП. В заключении парламентарий сказал: «Если мы хотим модернизировать страну, расходы на образование должны быть увеличены примерно вдвое. Разумеется, все решают не деньги, а кадры. Однако именно деньги решают, какими будут кадры.

 

Текст статьи содержит аналитические материалы профессора

кафедры социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента

МСПИ, доктора исторических наук, профессора И.В. Белоусова

Сведения о МСПИ Абитуриентам Студентам Факультеты Наука МСПИ за рубежом Доп. образование Контакты