Научно-исследовательские проекты

Проект: «Организация волонтерского движения по популяризации русского языка за рубежом как эффективного средства формирования позитивного образа Российской Федерации»

Исполнитель: Негосударственное образовательное учреждение высшего образования «Московский социально-педагогический институт»

Заказчик: Министерство просвещения Российской Федерации

Срок реализации: 13 декабря 2018 – 28 декабря 2018

Соглашение: № 073-10-2018-015

Проект выполнен в форме субсидии Министерства просвещения Российской Федерации в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога («Русский язык»)» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в 2018 году (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 ноября 2018 года №240).

Команда проекта:

  1. Руководитель проекта – Д.А. Мельников, ректор НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт», кандидат педагогических наук, член Экспертного совета по высшему образованию при Комитете Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке, академик МАНИПТ.
  2. Куратор проекта – В.В. Седых, проректор по научной работе НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт», кандидат педагогических наук, член-корреспондент МАНПО.
  3. Социолог-аналитик – М.Г. Фарниева, декан факультета педагогики и психологии НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт», кандидат педагогических наук.
  4. Эксперт проекта – В.Ю. Саякин, проректор по контролю качества образования и молодежной политике НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт», кандидат психологических наук.
  5. Преподаватель – В.Н. Никитин, профессор кафедры практической психологии и арт-терапии НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт», доктор философских наук, кандидат психологических наук, председатель Восточно-Европейской ассоциации арт-терапии, г. София (Болгария), член-корреспондент Международной педагогической академии, г. Москва (Россия).
  6. Преподаватель – И.В. Белоусов, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт», профессор кафедры истории Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», доктор исторических наук, профессор.
  7. Преподаватель – Г.Г. Сергеева, учитель русского языка и литературы ГБОУ г. Москвы «Школа № 224», кандидат филологических наук.
  8. Преподаватель – Л.С. Саломатина, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе имени М.Р. Львова ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук.
  9. Методист – Л.С. Сильченкова, профессор кафедры педагогики и психологии НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт», профессор Департамента методики обучения Института педагогики и психологии ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», доктор педагогических наук, доцент, эксперт учебников по русскому языку и литературному чтению для начальной школы, член рабочей группы по уточнению предметных результатов ФГОС начального общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации в 2016-2017 году.
  10. Методист – И.Л. Масандилова, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе имени М.Р. Львова, учитель русского языка и литературы Лицея ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук.
  11. Технический секретарь проекта – Л.В. Колосс, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт», кандидат филологических наук.

Достигнутые результаты:

  1. Разработана стратегия развития добровольческого (волонтерского) движения, направленного на популяризацию русского языка и образования на русском языке среди иностранных обучающихся за рубежом, объемом 1,6 п.л.
  2. Определена фокус-группа потенциальных волонтеров с последующей разработкой критериальной базы их отбора и обучения (500 респондентов из 5 образовательных организаций г. Москвы и Московской области).
  3. Выявлены и отобраны 10 волонтеров на основе подготовительных исследований и разработанной критериальной базы.
  4. Разработана программа установочного и обучающего семинаров для подготовки волонтеров – участников экспедиции по популяризации русского языка, образования на русском языке, истории и культуры России среди иностранных обучающихся за рубежом, объемом 1,0 п.л.
  5. Проведены установочный и обучающий семинары для 10 потенциальных волонтеров с целью подготовки их к участию в экспедиции и проведения комплекса образовательно-просветительских мероприятий среди обучающихся за рубежом.
  6. Разработана программа комплекса образовательно-просветительских мероприятий в рамках экспедиции волонтеров с целью популяризации русского языка, образования на русском языке, истории и культуры России среди иностранных обучающихся за рубежом, объемом 1,1 п.л.
  7. Определены и классифицированы категории возможных социальных групп: русскоговорящие диаспоры и соотечественники, живущие за рубежом; иностранные обучающиеся разных уровней образования, изучающие русский язык; взрослые носители иностранного языка. Во всех социальных группах проведен комплекс образовательно-просветительских мероприятий по популяризации русского языка, образования на русском языке, истории и культуры России за рубежом.
  8. Организована и проведена экспедиция 10 волонтеров и 5 членов команды проекта (15 человек) за рубежом, направленная на проведение комплекса 12 образовательно-просветительских мероприятий по популяризации русского языка, истории и культуры России среди обучающихся за рубежом.
  9. Разработаны методические рекомендации для подготовки волонтеров по популяризации русского языка за рубежом как эффективного средства формирования позитивного образа Российской Федерации, объемом 1,4 п.л.
  10. Подготовлен итоговый отчет о результатах формирования и поддержки добровольческого (волонтерского) движения по продвижению русского языка и образования на русском языке, достигнутых в рамках проекта «Организация волонтерского движения по популяризации русского языка за рубежом как эффективного средства формирования позитивного образа Российской Федерации», объемом 2,5 п.л.
  11. Разработана анкета и творческое задание с согласием на обработку персональных данных участника анкетирования в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» от 27 июля 2006 года №152-ФЗ для осуществления отбора потенциальных волонтеров.

Материалы проекта в СМИ и научных журналах:

  1. «Говорить по-русски», Российская информационно-аналитическая газета ректоров, проректоров, преподавателей, аспирантов, студентов, абитуриентов «Вузовский вестник», №24 (311) 16-31 декабря 2018 года, стр. 4, объемом 0,3 п.л.
  2. «Венгрия встречает волонтеров русского языка», Образовательный электронный журнал Всероссийского образовательного сайта «Портал педагога», №6, декабрь 2018 года, стр. 32, объемом 0,3 п.л.
  3. «Культурный код России и социальная значимость русского языка» (Белоусов И.В., Мельников Д.А., Седых В.В.), научно-методический журнал «Социальная педагогика в России», №6, декабрь, 2018 года, объемом 0,5 п.л.
  4. «Научные основы добровольческой социальной деятельности по популяризации русского языка» (Сильченкова Л.С., Саломатина Л.С., Фарниева М.Г.), научно-методический журнал «Социальная педагогика в России», №6, декабрь, 2018 года, объемом 0,6 п.л.
  5. «Игра-драматизация как средство популяризации русского языка в социальном воспитании» (Масандилова И.Л., Сергеева Г.Г., Фарниева М.Г.), научно-методический журнал «Соцальная педагогика в России», №6, декабрь, 2018 года, объемом 0,6 п.л.
  6. «Социально-педагогические методики популяризации русского языка и российской культуры за рубежом» (Никитин В.Н., Саякин В.Ю.), научно-методический журнал «Социальная педагогика в России», №6, декабрь, 2018 года, объемом 0,6 п.л.

Информационно-аналитические и отчетные материалы:

  1. Стратегия развития добровольческого (волонтерского) движения
  2. Программа установочного и обучающего семинаров для подготовки волонтеров
  3. Программа комплекса образовательно-просветительских мероприятий в рамках экспедиции
  4. Методические рекомендации для подготовки волонтеров
  5. Отчет о результатах формирования и поддержки добровольческого (волонтерского) движения
Сведения о МСПИ Абитуриентам Студентам Факультеты Наука МСПИ за рубежом Доп. образование Контакты